Армия в условиях пандемии ч.1

Чуть больше года назад наша страна, как и весь мир, столкнулась с серьёзной проблемой, связанной с быстрым распространением коронавирусной инфекции.

Каждый житель страны вынужден жить в новой реальности, связанной с многочисленными ограничениями, опасностью для здоровья или даже жизни, тревогой за благополучие родных и близких. Население целых стран испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Привычная картина мира многих людей разрушена, обычная повседневная жизнь, профессиональная деятельность проходит в условиях повышенной опасности.

Мы знаем, что эпидемии в прошлом уносили тысячи жизней по всему миру, но многие опасные болезни благодаря усилиям учёных в 20-м веке были успешно побеждены. К сожалению, оказалось, что современный мир также с большой вероятностью может столкнуться с появлением новых возбудителей инфекции и необходимостью в короткие сроки организовать карантинные мероприятия и разработку лекарств и вакцин.

Известно, что в ходе эпидемий происходит формирование определённого вектора общественного отношения к инфекциям, основанного не только на уровне развития медицины, но, в первую очередь, на принципах существующей морали.

Например, в средневековой Европе на фоне эпидемий неоднократно возникали бунты, погромы, вспышки ксенофобии, менялись религиозные предпочтения целых народов.

Многие авторы, описывающие известные истории эпидемии, повествуют об общих чертах, характеризующих упадок морали в обществе: пьянство, моральное разложение общества, вызванные желанием использовать последние дни жизни, не оглядываясь на закон, зачастую становились обычным явлением во время эпидемий.

Полностью нарушался нормальный образ жизни: прекращалось продовольственное снабжение, люди терпели нужду во всём и голодали. В такие периоды отмечались многочисленные факты прекращения торговли и производства, закрытия магазинов и церквей, запрета увеселений, опустения улиц и площадей, молчания колоколов.

Запрещались любые массовые мероприятия, закрывались трактиры, вводились особые правила захоронения умерших. Наиболее действенными при этом оказывались мероприятия властей по санитарному благоустройству городов, в основе которых лежали, прежде всего, культурные, религиозные, политические мотивы.

В истории человечества эпидемии были частыми спутниками войн, часто унося больше жизней, чем сами военные действия.

Ярким примером может служить эпидемия «испанки» в период Первой мировой войны.

А вот во время Великой Отечественной войны не отмечалось крупных вспышек инфекций. Мы можем быть благодарны за это самоотверженности и чёткой организации работы медиков. Руководство страны уже зимой 1942 года издало специальное постановление, в котором описывались направления работы и задачи по защите от эпидемических заболеваний, как в Красной армии, так и в тылу.

Первая задача, которую нужно было решить – это вакцинация от самых распространённых тогда острых кишечных инфекций. Предусматривалась немедленная госпитализация заболевших, если они могли оказаться разносчиками инфекции.

Деятельность эпидотделов и «летучих» эпидотрядов обеспечивалась необходимыми реактивами и оборудованием. На всех крупных транспортных узлах в связи с массовыми перемещениями гражданского населения из оккупированных районов проводился жёсткий контроль в целях своевременного выявления инфекционных болезней.

Применение таких жёстких и комплексных мер оказалось очень эффективным, и показатели инфекционной заболеваемости в годы войны были довольно низкими, фиксировались лишь единичные случаи дизентерии, холеры, брюшного тифа.

Советские эпидемиологи, как и весь народ, демонстрировали подлинный героизм, например, при организации защиты от инфекций населения Сталинграда, которое к осени 1941 года за счёт эвакуированных ленинградцев достигло 800 тысяч человек. В условиях перенаселения, постоянных бомбёжек, сложностей с транспортным обеспечением, можно было с большой вероятностью ожидать вспышек холеры или брюшного тифа. По решению руководства страны в Сталинград были откомандированы лучшие эпидемиологи. Была организована поголовная вакцинация жителей города и беженцев (ежедневно вакцинировалось до 50 тысяч человек), проводились массовые санитарные обработки. И Сталинград избежал эпидемии.

Чёткая организация деятельности, своевременность эпидемиологических мероприятий, героический труд медиков стали причинами низких показателей инфекционной заболеваемости. Но также они частично явились факторами психологической поддержки населения целых регионов от эмоциональных расстройств, панических настроений, связанных с войной и ее угрозами. Это стало бесценным опытом, который, безусловно, был учтен при организации противоковидных мероприятий в современной Российской армии.

Более детально о методах борьбы с ковидом в современном армии и опыте клиентов расскажу на предстоящей неделе.

Кстати, если у вас возникают вопросы по страховым выплатах или любой другой вопрос по военному праву, то прямо сейчас оставьте заявку здесь: https://law-voen.ru/


Удач,
Военный юрист Дмитрий Масленников